Патогенетическое обоснование топической терапии воспалительной патологии ротоглотки


Е.Л. Савлевич

Кафедра оториноларингологии ФГБУ «Учебно-научный медицинский центр» УД Президента РФ, Москва
Проблема лечения хронического тонзиллита (ХТ) остается наиболее сложной и актуальной в оториноларингологии. Неэффективность антибиотикотерапии определила особое значение иммунотерапии ХТ. Септилин плюс является аюрведическим препаратом, оказывающим противовоспалительное и антибактериальное действия. Препарат стимулирует фагоцитоз. Септилин плюс может быть рекомендован для комплексного лечения ХТ.

Практически 100% пациентов при острых респираторных вирусных инфекциях предъявляют жалобы на боль при глотании различной степени интенсивности и периодичности или чувство инородного тела, сухости, жжения, першения в ротоглотке [1]. В настоящее время, по сведениям ВОЗ, каждый третий житель планеты ежегодно и более 25% больных ежедневно обращаются за медицинской помощью по поводу острой респираторной инфекции, на эти заболевания приходится 98% потерь учебного и 70% рабочего времени [2]. Группу высокого риска составляют пациенты с иммунной недостаточностью различного происхождения, особенно с низкой иммунореактивностью слизистых оболочек, которые формируют защитный барьер, предохраняющий организм хозяина от воздействия патогенной микрофлоры [3]. Они болеют тяжело, многократно, получают разнообразные системные антибиотики, нередко без ощутимого результата. В 70–85% случаев острые воспалительные заболевания ротоглотки у детей имеют вирусную этиологию, при этом превалируют вирусы гриппа, адено-, корона-, рино- и респираторно-синцитиальный вирус [4]. Среди бактериальных возбудителей наибольшее значение имеет β-гемолитический стрептококк группы А, который часто формирует микст-инфекции с респираторными вирусами или в 20% единолично вызывает воспалительный процесс задней стенки глотки или/и небных миндалин [5]. Иногда отмечаются комбинации со Staphylococcus aureus, Streptococcus pneumoniaе, Mycoplasma pneumoniaе и Chlamydia pneumoniaе [6].

В связи с иннервацией этой анатомической области боль служит доминирующим симптомом при острой или хронической воспалительной патологии ротоглотки, вызывая значительный дискомфорт у заболевшего. В ходе развития воспалительного процесса развивается гиперчувствительность болевых рецепторов слизистой, которые в большом количестве расположены в полости рта и на задней стенке глотки, что повышает восприимчивость к боли, формируя таким образом малый порочный круг [7]. При этом в зависимости от интенсивности это сопровождается затруднением приема пищи и в некоторых случаях даже невозможностью проглотить минимальное количество жидкости.

Кроме того, в детском возрасте часто возникают клинические ситуации, характеризующиеся воспалительным процессом верхних дыхательных путей (носоглотка, нос, околоносовые пазухи), при которых отделяемое из носа стекает по задней стенке глотки, т.н. синдром постназального затека (postnasal drip или upper airway cough syndrome). Это является еще одной распространенной причиной боли рецидивирующего воспалительного процесса задней стенки глотки и, соответственно, также проявляется постоянными жалобами на дискомфорт при глотании [8].

Проблема чрезмерного и неадекватного назначения системных антибиотиков носит глобальный характер [9]. В США более 60% больных острым насморком используют системные антибиотики [10]. В России при острых фарингитах на уровне поликлиники антибиотики назначаются в 65–85% случаев (из них парентерально – более 40%), а в условиях стационара – в 98% (парентерально – в 90%) [11]. По данным фармакоэпидемиологических исследований, в 20–50% случаев острых респираторных инфекций назначение антибиотиков признано неоправданным и нецелесообразным [12]. При использовании антибактериальных средств происходит снижение численности Т-лимфоцитов, уровня IgG, неспецифических факторов защиты (например, лизоцима), что приводит к активации персистирующей вирусной флоры или вызывает более тяжелое течение уже имеющейся вирусной инфекции [13]. Иммуносупрессивное действие антибиотиков связано с воздействием бактериальных токсинов, освобождающихся при разрушении бактерий [14]. Применение антибиотиков и сульфаниламидов с первого дня неэффективно и может вызывать задержку выработки собственного интерферона в ответ на вирусную инвазию [15]. Ряд плацебо-контролируемых исследований взрослых пациентов и детей с острыми инфекциями верхних дыхательных путей не выявил существенных преимуществ антибиотиков как в частоте выздоровления, так и в сроках исчезновения симптомов заболевания, антибиотики не предотвращают бактериальные осложнения вирусных инфекций, такие как пневмония или острый средний отит [16]. Частота бактериальной суперинфекции у пациентов с респираторными инфекциями, получавших антибиотики, вдвое выше, чем без лечения антибиотиками [17].

Хорошая доступность органа-мишени при воспалительных процессах в ротоглотке позволяет проводить топическое применение лекарственных препаратов для лечения, что представляется перспективным и логичным. Доказано, что из представленных форм для местного лечения заболеваний ротоглотки (спреи, растворы для полоскания и таблетки для рассасывания) именно таблетки дольше всего распределяются и сохраняются на слизистой, включая участки, не доступные для спреев и растворов для полоскания; тем самым имея возможность дольше реализовывать лечебный эффект [18]. Активное вещество, введенное посредством рассасывания, в связи с постепенным растворением дольше сохраняет эффективную концентрацию на слизистой оболочке, при этом больше площадь взаимодействия лекарства со слизистой оболочкой. Увеличение интенсивности выделения слюны при рассасывании таблетки обеспечивает смягчающий, успокаивающий эффект. Кроме того, в полость рта со слюной поступает лизоцим, усиливающий антибактериальную защиту. Это позволяет добиваться терапевтического результата при меньшей кратности применения препарата, что очень важно в педиатрической практике, т.к. не секрет, что в условиях амбулаторной педиатрии особо остро стоит проблема некомплаентности – несоблюдения пациентом назначений врача [19]. По данным американских исследователей, основанным на анализе медицинской литературы, информации Американской академии педиатрии, уровень комплаентности в педиатрической практике колеблется в широком диапазоне — от 11 до 93% [20].

В этой ситуации логично применение таблеток для рассасывания Стрепсилс® для детей с 6 лет со вкусом клубники и лимона – препарата от боли в горле, разработанного специально для детей. Входящая в их состав комбинация антисептиков 2,4-дихлорбензиловый спирт+амилметакрезол впервые была разработана в 1958 г., успешно зарекомендовала себя и применяется во многих странах мира на протяжении более 50 лет. В результатах проведенных клинических испытаний описан значительный обезболивающий, функциональный и психологический эффект, возникающий спустя 1–5 минут после приема и длящийся в течение двух часов [21].

Клубничная и лимонная вкусовая добавка – важный фактор в улучшении приверженности ребенка к лечению и вероятности завершения курса лекарственной терапии детей, что в настоящее время считается важной стратегической задачей для фармакологических компаний в процессе создания новых лекарственных препаратов для детей [22].

Интересно, что при проведенном тестировании среди детей 5–11 лет именно клубничный вкус они предпочли таковому вишни, банана, жевательной резинки, мяты и винограда [22, 23].

Амилметакрезол и 2,4-дихлорбензиловый спирт вызывают изменение третичной структуры белка гемагглютинина вируса гриппа А, оказывает прямое вирулицидное действие на респираторно-синцитиальный и коронавирусы.

При этом препарат не оказывает негативного действия на безоболочечные вирусы (рино-, аденовирус) предположительно из-за избирательного действия комбинации антисептиков на вирусные липидные или белково-липидные мембраны. Подтверждено торможение распространения вирусной инфекции в нижние дыхательные пути, что предотвращает прогрессирование заболевания, ускоряет срок выздоровления [24].

Доказано, что дихлорбензиловый спирт и амилметакрезол блокируют натриевые каналы в 10–20 раз сильнее, чем лидокаин, что обеспечивает хороший анальгезирующий эффект указанного сочетания, подобный действию местных анестетиков [25].

Общеизвестна активность этой комбинации антисептиков в отношении широкого спектра грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов, в т.ч. Staphylococcus epidermidis, Streptococcus pyogenes, Staphylococcus aureus, Streptococcus salivarius, Diplococcus pneumoniae, Pseudomonas aeruginosa, Klebsiella aerogenes, Haemophilus influenzae, Proteus spp., Aerobacter aerogenes, Aerobacter cloacae и др., а также дрожжеподобных грибов Candida albicans [26].

Таким образом, уникальные свойства и безопасность Стрепсилса® для детей с 6 лет позволяют отнести его к препаратам выбора при лечении инфекционно-воспалительных заболеваний в ротовой полости и глотке. Отсутствие сахара в составе таблеток для рассасывания способствует снижению риска развития кариеса.

Удобство применения и отсутствие неприятных вкусовых ощущений делают его актуальным и привлекательным в педиатрической практике.


Литература



  1. Dierig A., Heron L.G., Lambert S.B., Yin J.K., et al. Epidemiology of respiratory viral infections in children enrolled in a study of influenza vaccine effectiveness. Influenza Other Respiratory Viruses. 2014;8:293–301.

  2. Zou L., Zhou J., Li H., et al. Human adenovirus infection in children with acute respiratory tract disease in Guangzhou, China. APMIS. 2012;120:683–88.

  3. Мартынова И.А. Этиопатогенетические механизмы формирования осложнений верхних дыхательных путей при ОРВ инфекциях у детей. Дисс. докт. мед. наук. СПб., 2003. 20 с.

  4. Regoli M., Chiappini E., Bonsignori F., et al. Update on the management of acute pharyngitis in children. Ital. J. Pediatr. 2011;31(37):10.

  5. Shaikh N., Leonard E., Martin J.M. Prevalence of streptococcal pharyngitis and streptococcal carriage in children: a meta-analysis. Pediatrics. 2010;126(3):557–64.

  6. Лопатин А.С. Лечение острого и хронического фарингита. РМЖ. 2001;9(16–17):765–769.

  7. Alan Fein Nociceptors: the cells that sense pain. http://cell.uchc.edu/pdf/fein/nociceptors_fein_2012.pdf

  8. Tatar M., Plevkova J., Brozmanova M., et al. Mechanisms of the cough associated with rhinosinusitis. Pulm. Pharmacol. Ther. 2009;22:121–26.

  9. Linder J.F., Stafford R.S. Antibiotic treatment of adults with sore throat by community primary care physicians: a national survey, 1989–1999. JAMA. 2001;286:1181–86.

  10. Steinman M., Landefeld C., Gonzales R. Predictors of broad- spectrum antibiotic prescribing for acute respiratory tract infections in adult primary care. JAMA. 2003;289:719–24.

  11. Садовникова И.И. Некоторые вопросы клиники, диагностики и лечения ОРВИ. РМЖ. 2005;13(21):1397–400.

  12. Пальчун В.Т., Лучихин Л.А. Целесообразность и эффективность антибиотикотерапии в ЛОР-практике. Вестник оториноларингологии. 2006;3:27–30.

  13. Ярилин А.А. Иммунология. М., 2010. 752 c.

  14. Лучихин Л.А., Т.С. Полякова Возможности снижения антибиотического прессинга в ЛОР-практике с использованием иммуномодуляторов. Вестник оториноларингологии. 2004;5:49–51.

  15. Пискунов Г.З., Пискунов С.З. Клиническая ринология. М., 2006. 559 с.

  16. Steinman M., Landefeld C., Gonzales R. Predictors of broad- spectrum antibiotic prescribing for acute respiratory tract infections in adult primary care. JAMA. 2003;289:719–24.

  17. Балаболкин И.И. Лекарственные средства, применяемые в терапии ОРЗ. Острые респираторные заболевания у детей. Лечение и профилактика. Сб. науч. тр. / Научно-практическая программа Союза педиатров России. М., 2002. 69 с.

  18. Limb M. Scintigraphy can be used to compare delivery of sore throat formulations. Int. J. Clin. Pract. 2009;63(4):606–12.

  19. Микиртичан Г.Л. Каурова Т.В., Очкур О.К. Комплаентность как медико-социальная и этическая проблема педиатрии. Вопросы современной педиатрии. М., 2012;11(6):5–10.

  20. Winnick S., Hartman A., Toll D. How do you improve compliance? Pediatrics. 2005;115(6):718–24.

  21. Wade A.G., Morris C., Shephard A., et al. A multicentre, randomised, double-blind, single-dose study assessing the efficacy of AMC/DCBA Warm lozenge or AMC/DCBA Cool lozenge in the relief of acute sore throat. BMC Fam. Pract. 2011;18(12):6.

  22. Thompson A., Reader S., Field E., Shephard A. Open-label taste-testing study to evaluate the acceptability of both strawberry-flavored and orange-flavored amylmetacresol/2,4-dichlorobenzyl alcohol throat lozenges in healthy children. Drugs R D. 2013 Jun; 13(2):101–7.

  23. Angelilli M.L., Toscani M., Matsui D.M., et al. Palatability of oral antibiotics among children in an urban primary care center. Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2000;154(3):267–70.

  24. Oxford J.S., Lambkin R., Gibb I., et al. A throat lozenge containing amyl meta cresol and dichlorobenzyl alcohol has a direct virucidal effect on respiratory syncytial virus, influenza A and SARS-CoV. Antiviral Chem. Chemother. 2005;16(2):129–34.

  25. Buchholz V., Leuwer M., Ahrens J., et al. Topical antiseptics for the treatment of sore throat block voltage-gated neuronal sodium channels in a local anaesthetic-like manner. Naunyn. Schmiedebergs Arch. Pharmacol. 2009;380(2):161–68.

  26. McNally D., Simpson M., Morris C., et al. Rapid relief of acute sore throat with AMC/DCBA throat lozenges: randomised controlled trial. Int. J. Clin. Pract.2010;64:194–207.


Об авторах / Для корреспонденции


Е.Л. Савлевич – к.м.н., кафедра оториноларингологии ФГБУ «Учебно-научный медицинский центр» УД Президента РФ, Москва


Похожие статьи


Бионика Медиа